Зайкина избушка
Сергей Сапцов
Как в берёзовом лесочке по соседству, не тужа,
Жили-были Зайка серый, рядом – рыжая Лиса.
Осень с холодом приходит, снег над головой ...
На протяжении, по крайней мере, последних пятнадцати лет говорят о том, что у детей постоянно падает интерес к чтению. Какое будущее ждёт книгу? Сохранится ли книга как таковая? Эти вопросы звучат постоянно. Мне и самому приходилось часто задумываться и отвечать на них, и прежде всего потому, что у меня самого трое, разного возраста детей – двадцати двух, четырнадцати и одиннадцати лет.
Как детский писатель, я пишу в основном для детей младшего школьного возраста. Я школьный учитель, преподаю в гимназических классах литературу и читаю взрослым детям лекции в Таллиннском университете. Тем самым, я имею довольно хорошее представление об эстонских детях разного возраста. Что же их интересует? Читают ли они книги? И хотят ли они читать?
В одном я убеждён твёрдо – чтение и читатели не исчезнут никогда. Да, может быть читать будут меньше, может быть читателей станет меньше – но чтение сохранится. Для нас, маленьких финно-угорских народностей, это знание особенно важно. Несколько лет назад в гости к нам в школу приходил Михкель Мутт – писатель и главный редактор журнала «Лооминг» (Творчество). Он рассуждал на тему: Зачем нужен эстонский язык, эстонская культура? С практической точки зрения отказ от эстонского языка был бы дешевле, можно, например, перейти на английский язык. Но до тех пор, пока люди, которые живут в Эстонии, убеждены в том, что эстонский язык и Эстонское государство должны существовать, следует сделать всё возможное для сохранения языка.
Для дальнейшего существования языка и национальности книга и чтение имеют неоценимое значение. Но интерес к чтению и любовь к книге
формируются всё-таки в детстве. Какой должна быть современная книга, чтобы дети захотели её прочитать? Иногда, когда мы видим, что наши дети сегодня читают, смотрят по телевизору и в интернете, мы приходим в негодование. Но вспомните, что мы сами читали в детстве? В детстве и для нас было важно, чтобы книга была интересной и увлекательной, чтобы в ней были приключения. Важно было, чтобы книга вызывала смех. Ребёнок остаётся ребёнком в любые времена. То же самое интересует детей и сегодня. Почему книги Астрид Линдгрен настолько вне времени и их так любят дети разных поколений? Потому, что они увлекательны, в них много приключений и юмора. Таким образом, рецепт детской книги прост, но написать её не так-то просто.
Я довольно часто хожу в школы и библиотеки Эстонии на встречи с детьми. Читаю им свои стихи, и, знаете, как приятно наблюдать за тем, как дети слушают и как смеются. Детский смех – самая замечательная вещь в мире. Учителя говорят, что после таких встреч увеличивается количество читателей в библиотеке. Такая живая встреча зажигает в детях интерес к чтению. Так что очень важно встречаться со своими маленькими читателями. Это, своего рода, миссионерская работа.
В начале девяностых годов, когда Эстония вновь стала независимым государством, у детской литературы были трудные времена. Маленькие частные издательства не хотели публиковать отечественную литературу, поскольку это было очень дорого. В отличие от литературы для взрослых, кроме всего прочего, детская книга всегда должна быть ещё и красивой. Ребёнок ждёт картинок и красочного оформления. Именно такие, изданные за границей хорошо иллюстрированные и с коротким текстом книги сказок других народов и предложили детям, в то время как отечественная детская литература не развивалась. Положение стало меняться на смене веков. В тысяча девятьсот девяносто девятом году была издана весёлая и динамичная книга Андруса Кивиряхка «Сирли, Сийм и тайны». Это рассказ об одной семье, в котором с самого начала происходят смешные истории. Кивиряхк использует в произведении столь характерные для его рассказов гротеск и юмор. В детской
литературе стали появляться свежие направления. Важную роль в этом процессе играет и Центр эстонской детской литературы, который стал проводить конкурсы. В две тысячи первом году в молодёжной литературе появилось произведение Айди Валлик «Как живёшь, Анн?» которое стало очень популярным среди молодёжи. Вслед за первой книгой свет увидели ещё две части.
В детской литературе появился целый ряд новых имён: Хейки Вилеп, Кристийна Касс, Пирет Рауд, Эва Кофф, Кятлин Вайнола, Вимберг, Ильмар Томуск. Вместе с появлением новых детских писателей оживилась и деятельность ещё живущих классиков: Айно Первик, Яан Раннап, Хельо Мянд, Харри Йыгисалу. Новую детскую литературу, опирающуюся на старую подлинную, покупали, читали и любили. Это доказывает, что взрослые и дети хотят читать исконно свою литературу. Читать о своих людях, делах, о том, что близко и знакомо им. Значит, эта литература должна быть, как уже было сказано, интересная, захватывающая, смешная и современная. Ребёнок, у которого сегодня такой большой выбор, должен почувствовать, что эти книги действительно интересные и что он будет хотеть их читать и в дальнейшем.
Приведу несколько примеров из своего писательского опыта. Моя первая детская книга «Четыре утра и один вечер» вышла в 2000 году. Она рассказывает о маленьком мальчике, который пошёл в первый класс, о его сёстрах, братьях и одноклассниках: четыре весёлых истории и одна грустная. Идея написать эту книгу пришла после фильма «Четыре свадьбы и одни похороны». Дети хотят, чтобы книга была весёлая и смешная, но при этом они прекрасно понимают, что в жизни очень много серьёзного и нешуточного. И через трагикомедию легко подвести детей к этому.
Восемь лет назад я написал новый Букварь. Создавая его, очень важно было осознавать, что он станет для ребёнка первой школьной книгой. Эта книга должна заинтересовать его с первых дней, а не стать скучной учебной обязанностью. И может, как раз Букварь должен пробудить любовь ребёнка к чтению, поэтому тексты должны быть короткие и простые. Они должны тянуть
первоклассника читать их. Мне самому в детской литературе нравятся читать те рассказы и стихи, которые написаны простым языком, с юмором и очень человечные. Естественный и простой язык необходим, чтобы ребёнку с самого начала привить хороший читательский вкус. Это позволит ему в будущем испытывать наслаждение, читая книги. Наслаждаться чтением – это не только наслаждаться содержанием книги, а ещё и тем каким языком она написана. Литературное произведение тогда начнёт откликаться в душе читателя.
В наше время Букварь уже не является книгой, которая обучает ребёнка читать. Очень большая часть детей до знакомства с ней, уже знает буквы и умеет читать. Это усложняет задачу Букваря. Книга должна быть интересной и тем ученикам, которые умеют уже бегло читать. Иначе таким детям она станет скучным занятием. Сейчас это очень важная задача: вызвать и сохранить интерес ребёнка к чтению.
Для меня было очень важно при создании этой книги, чтобы рядом с её первоначальной функцией – обучению чтению и любви к ней – прививать важные нравственные ценности. Создавая Букварь, я целенаправленно опирался на них. Так, например, в Букваре описывается семья, где четыре ребёнка. Численность эстонцев и финно-угорских народностей очень мала. Поэтому Букварь предлагает в той или иной степени идеал семьи, который мог бы быть для нас всех примером для подражания. В семье, где ребёнок идёт в первый класс, в основном родители ещё молодые и могли бы ещё родить детей. Когда я создавал Букварь, у меня была маленькая надежда, что когда первоклассник вместе с родителями будет читать о семье Яагупи, может у родителей появится желание родить ещё вот такого маленького Артура, которого так мило нарисовала в книге художница Кадри Ильвес.
Если ещё раз постараться разобраться и понять, что такое хорошая детская книга, то, по-моему, это должна быть книга для всей семьи. Она интересна и маме и папе. А, если книга интересна маме и папе, то они будут хотеть её читать своим малышам перед сном. Это будет прививать ребёнку интерес к чтению.
Вайксоо Яанус, детский писатель, преподаватель литературы
Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них:
эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать. Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо