Интерес к чтению зависит от детских писателей и хороших книг

На протяжении, по крайней мере, последних пятнадцати лет говорят о том, что у детей постоянно падает интерес к чтению. Какое будущее ждёт книгу? Сохранится ли книга как таковая? Эти вопросы звучат постоянно. Мне и самому приходилось часто задумываться и отвечать на них, и прежде всего потому, что у меня самого трое, разного возраста детей – двадцати двух, четырнадцати и одиннадцати лет.

Как детский писатель, я пишу в основном для детей младшего школьного возраста. Я школьный учитель, преподаю в гимназических классах литературу и читаю взрослым детям лекции в Таллиннском университете. Тем самым, я имею довольно хорошее представление об эстонских детях разного возраста. Что же их интересует? Читают ли они книги? И хотят ли они читать?

В одном я убеждён твёрдо – чтение и читатели не исчезнут никогда. Да, может быть читать будут меньше, может быть читателей станет меньше – но чтение сохранится. Для нас, маленьких финно-угорских народностей, это знание особенно важно. Несколько лет назад в гости к нам в школу приходил Михкель Мутт – писатель и главный редактор журнала «Лооминг» (Творчество). Он рассуждал на тему: Зачем нужен эстонский язык, эстонская культура? С практической точки зрения отказ от эстонского языка был бы дешевле, можно, например, перейти на английский язык. Но до тех пор, пока люди, которые живут в Эстонии, убеждены в том, что эстонский язык и Эстонское государство должны существовать, следует сделать всё возможное для сохранения языка.

Для дальнейшего существования языка и национальности книга и чтение имеют неоценимое значение. Но интерес к чтению и любовь к книге формируются всё-таки в детстве. Какой должна быть современная книга, чтобы дети захотели её прочитать? Иногда, когда мы видим, что наши дети сегодня читают, смотрят по телевизору и в интернете, мы приходим в негодование. Но вспомните, что мы сами читали в детстве? В детстве и для нас было важно, чтобы книга была интересной и увлекательной, чтобы в ней были приключения. Важно было, чтобы книга вызывала смех. Ребёнок остаётся ребёнком в любые времена. То же самое интересует детей и сегодня. Почему книги Астрид Линдгрен настолько вне времени и их так любят дети разных поколений? Потому, что они увлекательны, в них много приключений и юмора. Таким образом, рецепт детской книги прост, но написать её не так-то просто.

Я довольно часто хожу в школы и библиотеки Эстонии на встречи с детьми. Читаю им свои стихи, и, знаете, как приятно наблюдать за тем, как дети слушают и как смеются. Детский смех – самая замечательная вещь в мире. Учителя говорят, что после таких встреч увеличивается количество читателей в библиотеке. Такая живая встреча зажигает в детях интерес к чтению. Так что очень важно встречаться со своими маленькими читателями. Это, своего рода, миссионерская работа.

В начале девяностых годов, когда Эстония вновь стала независимым государством, у детской литературы были трудные времена. Маленькие частные издательства не хотели публиковать отечественную литературу, поскольку это было очень дорого. В отличие от литературы для взрослых, кроме всего прочего, детская книга всегда должна быть ещё и красивой. Ребёнок ждёт картинок и красочного оформления. Именно такие, изданные за границей хорошо иллюстрированные и с коротким текстом книги сказок других народов и предложили детям, в то время как отечественная детская литература не развивалась. Положение стало меняться на смене веков. В тысяча девятьсот девяносто девятом году была издана весёлая и динамичная книга Андруса Кивиряхка «Сирли, Сийм и тайны». Это рассказ об одной семье, в котором с самого начала происходят смешные истории. Кивиряхк использует в произведении столь характерные для его рассказов гротеск и юмор. В детской литературе стали появляться свежие направления. Важную роль в этом процессе играет и Центр эстонской детской литературы, который стал проводить конкурсы. В две тысячи первом году в молодёжной литературе появилось произведение Айди Валлик «Как живёшь, Анн?» которое стало очень популярным среди молодёжи. Вслед за первой книгой свет увидели ещё две части.

В детской литературе появился целый ряд новых имён: Хейки Вилеп, Кристийна Касс, Пирет Рауд, Эва Кофф, Кятлин Вайнола, Вимберг, Ильмар Томуск. Вместе с появлением новых детских писателей оживилась и деятельность ещё живущих классиков: Айно Первик, Яан Раннап, Хельо Мянд, Харри Йыгисалу. Новую детскую литературу, опирающуюся на старую подлинную, покупали, читали и любили. Это доказывает, что взрослые и дети хотят читать исконно свою литературу. Читать о своих людях, делах, о том, что близко и знакомо им. Значит, эта литература должна быть, как уже было сказано, интересная, захватывающая, смешная и современная. Ребёнок, у которого сегодня такой большой выбор, должен почувствовать, что эти книги действительно интересные и что он будет хотеть их читать и в дальнейшем.

Приведу несколько примеров из своего писательского опыта. Моя первая детская книга «Четыре утра и один вечер» вышла в 2000 году. Она рассказывает о маленьком мальчике, который пошёл в первый класс, о его сёстрах, братьях и одноклассниках: четыре весёлых истории и одна грустная. Идея написать эту книгу пришла после фильма «Четыре свадьбы и одни похороны». Дети хотят, чтобы книга была весёлая и смешная, но при этом они прекрасно понимают, что в жизни очень много серьёзного и нешуточного. И через трагикомедию легко подвести детей к этому.

Восемь лет назад я написал новый Букварь. Создавая его, очень важно было осознавать, что он станет для ребёнка первой школьной книгой. Эта книга должна заинтересовать его с первых дней, а не стать скучной учебной обязанностью. И может, как раз Букварь должен пробудить любовь ребёнка к чтению, поэтому тексты должны быть короткие и простые. Они должны тянуть первоклассника читать их. Мне самому в детской литературе нравятся читать те рассказы и стихи, которые написаны простым языком, с юмором и очень человечные. Естественный и простой язык необходим, чтобы ребёнку с самого начала привить хороший читательский вкус. Это позволит ему в будущем испытывать наслаждение, читая книги. Наслаждаться чтением – это не только наслаждаться содержанием книги, а ещё и тем каким языком она написана. Литературное произведение тогда начнёт откликаться в душе читателя.

В наше время Букварь уже не является книгой, которая обучает ребёнка читать. Очень большая часть детей до знакомства с ней, уже знает буквы и умеет читать. Это усложняет задачу Букваря. Книга должна быть интересной и тем ученикам, которые умеют уже бегло читать. Иначе таким детям она станет скучным занятием. Сейчас это очень важная задача: вызвать и сохранить интерес ребёнка к чтению.

Для меня было очень важно при создании этой книги, чтобы рядом с её первоначальной функцией – обучению чтению и любви к ней – прививать важные нравственные ценности. Создавая Букварь, я целенаправленно опирался на них. Так, например, в Букваре описывается семья, где четыре ребёнка. Численность эстонцев и финно-угорских народностей очень мала. Поэтому Букварь предлагает в той или иной степени идеал семьи, который мог бы быть для нас всех примером для подражания. В семье, где ребёнок идёт в первый класс, в основном родители ещё молодые и могли бы ещё родить детей. Когда я создавал Букварь, у меня была маленькая надежда, что когда первоклассник вместе с родителями будет читать о семье Яагупи, может у родителей появится желание родить ещё вот такого маленького Артура, которого так мило нарисовала в книге художница Кадри Ильвес.

Если ещё раз постараться разобраться и понять, что такое хорошая детская книга, то, по-моему, это должна быть книга для всей семьи. Она интересна и маме и папе. А, если книга интересна маме и папе, то они будут хотеть её читать своим малышам перед сном. Это будет прививать ребёнку интерес к чтению.

Вайксоо Яанус, детский писатель, преподаватель литературы


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них:

  эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Фантастика, фэнтези, приключения, детская литература:

Зайкина избушка

Сергей Сапцов


Как в берёзовом лесочке по соседству, не тужа, Жили-были Зайка серый, рядом – рыжая Лиса. Осень с холодом приходит, снег над головой ...


Телега времени и другие новогодние истории

Игорь Фарбаржевич


Однажды под Новый год известный Сказочник Егорий оказался в Германии во Франкфурте-на-Майне. Здесь он помогает овчарке Розалине спасти сына ...


Деревья растут для всех (сборник)

Виктор Астафьев


Издание книги для детей Виктора Петровича Астафьева действительно необходимо. Как мы далеко ушли от себя, своего детства, простой земной ...


Крошка фея и другие британские сказки

Народное творчество


Жадность и хитрость, лень и предательство, надменность и злоба будут побеждены в волшебных сказках старой Британии справедливостью феи ...


Златовласка и другие европейские сказки

Народное творчество


Путешествуя на нашем ковре-самолёте, вы встретите прекрасных принцесс и храбрых рыцарей, мудрых королей и злых королев, благодарную змеиную ...


Одаренная

Мария Щипанова


Вы думаете, что знаете историю. Но вы знаете только сказку, где все жили долго и счастливо. Более того, сказки перекроены временем и кочуют ...