Рассказы о детях ненецкой писательницы Нине Ядне

Начавшиеся в стране со второй половины 1980-х годов перестроечные процессы радикально изменили социокультурную жизнь народов Севера. Ведущей чертой переходного периода стало пробуждение национального чувства, литература заново открывала свое забытое наследие, ощущала национальный дух. В современной ненецкой прозе более выразительно проявляются проблемы, имманентные национальному бытию и характеру. Расширение границ национально-эстетического сознания, демократизация героя, показ многосложности социальных связей, критический пафос, поиск национальной самоидентичности, свободная композиция, - черты круто изменившей свой облик ненецкой литературы девяностых годов. Впервые в ненецкой литературе поставлена тема маленького ребенка, которого отняли от любимых родителей и привычного традиционного уклада жизни, поместили на десять лет в незнакомую обстановку (школу-интернат), одели в чужую одежду, заставили принять чужой язык и нравы. Это оказывает сильное давление на внутренний мир детей, потом они долго блуждают между природой и цивилизацией, тундрой и поселком городского типа, зачастую так и не находят себя в этом современном сложном и противоречивом маргинальном мире. У Нины Ядне, которая сама прошла через интернатовскую систему, болела туберкулезом, лечилась и доучивалась в санаторной школе, - детская тема получает достоверное и реалистическое решение. Главная коллизия этих произведений – столкновение грез и реальности, природы и цивилизации, мифологически цельного мироощущения и противоречий социальной реальности. Через все творчество ненецкой писательницы красной нитью проходит боль за детей, у которых свои трудности становления, свое понимание мира и человека, а также за женщин-тундровичек, которых она называет «хранительницами чума», «хранительницами семейного очага». В обязанности ненецкой женщины входит многое из того, что не по силам каждому мужчине. В очерке «Женская доля» Нина Ядне пишет: «Женщина в чуме встает раньше всех. Она умудряется сшить что-нибудь из одежды, починить обувь, выделать лапы, замоченные с вечера. А когда все семейство просыпается, она топит печку, готовит завтрак и одевает всех детей. Женщина помогает мужчине в ловле оленей, добывает воду, едет выкапывать дрова - кустарники, которые находятся зимой под снегом глубиной до полутора метров». Суровые будни, ежечасная борьба за выживание не затронули самого святого в душе северянок – преданности детям. Вместе с тем писательница с горечью отмечает, что современную ненецкую женщину почти нигде не возьмут на хорошо оплачиваемую работу, на престижную должность, хотя она хорошо образована, компетентна, имеет высокий рейтинг, организаторские способности. «Нашей стране нужны, наверное, столетия для того, чтобы женщина действительно почувствовала себя свободной и равной среди равных».

За личностными переживаниями публициста стоят серьезные социально- общественные проблемы времени, в числе которых особо оттенена проблема воспитания детей, роль ненецкой женщины в современном обществе. Вслед за очерком – разведчиком новых жизненных коллизий – в художественном решении названных проблем Нина Ядне активно обращается к жанру рассказа. Ее рассказы вписывают героя в национальный мир, передают внутреннее состояние персонажа и выразительность житейских обстоятельств. Как правило, в малых жанрах прозы автор воссоздает реальные факты, конкретные человеческие судьбы, возводя их в ранг художественных обобщений. Главный герой рассказов Нины Ядне – частный рядовой человек, который в каждодневных проблемах пытается сохранить свою честь и достоинство. Широко представленный в литературе прошлых лет жанр рассказа с объективированным типом повествования уходит на периферию литературного процесса, его место занимает зарисовка, быль, авторская сказка, литературный портрет. В прозе для детей писательница обращается к теме семьи, школы, природы, счастья и смысла жизни. Обратимся к циклу рассказов «Ромка».

Чтобы чувствовать себя уверенным в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни. Для ненца это родители, чум, олени, родная природа, то тепло, которое ребенок получил в детстве и хранит в своей душе до конца дней своих. Каждый отдельно взятый ненецкий род уникален по своей сути – это объединение людей разного возраста, разных поколений, основанное на кровно-родственных отношениях, не имеющих аналогов в природе. Клубок социальных проблем, потеря духовных ценностей семейного образа жизни, уменьшение родственных контактов, разрыв связи поколений характеризуют состояние современной российской семьи как кризисное. Традиционная ненецкая семья во многом избежала этого благодаря традиционному укладу жизни, сохранению и возрождению национальных традиций и обычаев, огромной роли матери как хранительницы семейного очага. Воспитанные в суровых природных и климатических условиях вечной мерзлоты, ненецкие дети выносливы, сообразительны, хорошо ориентируются в окружающем пространстве. С малых лет девочки учатся рукоделию, домоводству, мальчики – навыкам оленевода, рыбака, охотника. В песнях и сказках, легендах и преданиях им открывается душа народа, дети многое узнают о далеком прошлом, о почитании предков, об уважительном отношении к святыням – культовым местам. Обычаи и обряды строго регламентируют поступки в конкретных ситуациях, регулируют поведение личности в той или иной сфере жизни и деятельности, в межличностных отношениях требуют проявления таких нравственных социально значимых качеств, как трудолюбие, ответственность, гостеприимство, честность и др. Ромка - пятилетний ненецкий мальчик, за веселый нрав и сияющее лицо его зовут «Аромако-Хаерако» (Ромка-Солнышко). День его расписан по минутам: утром кормит Авку (прирученного оленя), затем с хореем в руках обходит загон из грузовых нарт, чтобы олени не выскакивали наружу, носит бабушке комки чистого снега, чтобы та растопила их для воды. Мальчик сам умеет запрягать оленей и часто во время касланий правит своей упряжкой из двух сильных, но смирных быков и едет вслед за большим аргишом своего дедушки Тэтамбой Нися. После праведных трудов можно и отдохнуть. Выбрав свободное время (взрослые отправляются по своим делам, оленей отпускают из загона), Ромка со своим братом и сестрами играют в нехитрые игры, которые, конечно же, связаны с домашним оленеводством: арканом ловят носы нарт (хан пыя) срезанные оленьи рога, заправляют друг друга в упряжку, бегают по тундре и т.д. Ромка способен на поступок, трезво и по-взрослому ориентируется в любой ситуации. Когда во время каслания у бабушки Хакэ поломалась нарта, а ее олени убежали далеко вперед, Ромка догнал в тундре деда Нися и они вдвоем спасли попавшую в беду бабушку.

Писательница умеет строить композицию рассказа с учетом возрастных особенностей ребенка, находить выразительные художественные детали. В отборе образно-выразительных, лексических, языковых средств подчеркивается национальный склад ума, детское мировидение. Впервые увидев вертолет – важный вид транспорта в тундре – Ромка называет его летающей лодкой (тиртя нгано). К приехавшей из другой цивилизации – города Надыма - бабушке Нине обращается: «Хакэ, ты такая упитанная!» («Хакэ, тарси нгайнган!»). Как и у всех ненцев, у Ромки свое понятие времени: осень и зима – это один год, а весна и лето – это уже второй год. И люди, и животные в восприятии и нравственной оценке ребенка равнозначны. Ведь человек и олень - часть природы и Вселенной. Использование собственных имен, введение в текст антропонимических и топонимических преданий выполняют информационно- познавательную функцию, являются своеобразными приемами, с помощью которых история этноса является источником познания своего прошлого.

В рассказе «Хочу в школу» описывается, как осенью Ромка собрался в школу вместе со своими друзьями. Но вертолетчик, увидев одетого в нарядные малицы и кисы несовершеннолетнего ребенка, не взял его с собой в рейс для обучения в школе-интернате: пусть еще подрастет на вольной воле. В этой сцене достаточно отчетливо проявляются личностные, патриотические установки автора, его оценка национального мира с проблемой детства. Дети должны воспитываться в органичной для них среде, традиционном укладе жизни, культуре, и не надо торопить отрывать их из лона природы, семейно- родовых отношений. Детство есть утерянный человеком рай, идеальное прошлое человечества в целом. Природа и цивилизация должны гармонично сочетаться в душе и сознании ребенка. Вместе с экологией природы должна осуществляться и экология души человека. Рассказ «Ромка» дает материал для раздумий о взаимоотношениях человека и среды, ее формирующей роли, негативного влияния цивилизованного пространства. В этой связи нам представляется оправданным эксперимент современного ненецкого поэта Юрия Вэллы по созданию им авторской школы в условиях стойбища оленеводов, рыболовов и охотников.

Измайлова Анна Сергеевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий научной лабораторией Удмуртского государственного университета


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них:   эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать. эцп в новосибирске для кадастрового инженера  Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Фантастика, фэнтези, приключения, детская литература:

Зайкина избушка

Сергей Сапцов


Как в берёзовом лесочке по соседству, не тужа, Жили-были Зайка серый, рядом – рыжая Лиса. Осень с холодом приходит, снег над головой ...


Телега времени и другие новогодние истории

Игорь Фарбаржевич


Однажды под Новый год известный Сказочник Егорий оказался в Германии во Франкфурте-на-Майне. Здесь он помогает овчарке Розалине спасти сына ...


Деревья растут для всех (сборник)

Виктор Астафьев


Издание книги для детей Виктора Петровича Астафьева действительно необходимо. Как мы далеко ушли от себя, своего детства, простой земной ...


Крошка фея и другие британские сказки

Народное творчество


Жадность и хитрость, лень и предательство, надменность и злоба будут побеждены в волшебных сказках старой Британии справедливостью феи ...


Златовласка и другие европейские сказки

Народное творчество


Путешествуя на нашем ковре-самолёте, вы встретите прекрасных принцесс и храбрых рыцарей, мудрых королей и злых королев, благодарную змеиную ...


Одаренная

Мария Щипанова


Вы думаете, что знаете историю. Но вы знаете только сказку, где все жили долго и счастливо. Более того, сказки перекроены временем и кочуют ...