Художественные ценности детских рассказов удмуртского писателя Егора Загребина

«Большим писателем называется тот, кто сумел поселить уверенность в неиспорченности жизни – в реальности сказки» (М. М. Пришвин)

Удмуртский прозаик, драматург, народный писатель Удмуртской Республики Егор Загребин является ведущим автором не только в области драматургии, но и детской прозы. Для неё характерны образно-мифологические переживания, этнические архетипы и алгоритмы восприятия, понимания бытия, пропущенные через сознание ребёнка. Удмуртский народ и к середине XX века не утратил своих вековых традиций, не оторвался от своих языческих корней, не потерял своей нерасторжимой связи с природой.

Как отмечает критик, литературовед Татьяна Зайцева, «есть в художественной позиции Загребина, в его размышлениях о жизни один аспект, думается, крайне современный – проблема взаимоотношений природы и человека… Подход Загребина к изображению мира природы можно определить как "очеловечивание" некоторых повадок зверей и птиц, придание им качеств, присущих людям. Сочетая житейскую точность с занимательным изложением, писатель "схватывает" необычные ситуации, их смешную и одновременно трагическую сторону. Таковы рассказы "Трясогузка", "Дятел", "Белый заяц", "Летят журавли", и другие, полные любви и добродушного юмора. Щедро рассыпанные на страницах этих и других рассказов меткие наблюдения и мысли, отражающие многовековой народный опыт, заставляют нас задуматься о цене утрат… Писатель взывает к доброте, которая позволит по-настоящему всмотреться в себя, в людей, в жизнь, ибо все существующее на земле взаимосвязано. Утверждение жизни – одна из главных примет творчества Е. Загребина. Способность радоваться "живой жизни", каждому ее мигу, быть в братском соединении с окружающим миром – движущая сила его повествований в прозе и драматургии…» [Зайцева Т. Некоторые размышления о творчестве Е. Загребина // Движение эпохи – движение литературы, Ижевск, 2002].

В осмыслении темы войны в биографии детей этот художественный принцип является ведущим. Рассмотрим на примере рассказа «Тюрагай» («Жаворонок»), где описан случай из жизни детей военных лет. Мальчики прихватив пестери*, пошли в километрах пяти от деревни, поле, откапывать, в оттаявших бороздах пашни, картошку. Но внимание восьмилетнего мальчика Ёрги привлекло пение жаворонка. Автор психологически достоверно воссоздаёт эмоциональное состояние ребёнка, он воспринял песню жаворонка как лирическое послание от отца, который в это время был на войне. Мотив автобиографизма предельно явственно представлен в данном произведении, о чём свидетельствует тот факт, что героя зовут так же Ёрги (детское прозвище Егора Загребина

Рассказ «Жаворонок» – это воспоминание об отце, о матери, о своём счастливом довоенном детстве, которое передано через лирические ситуации, имеющие драматическое содержание. Такой приём вызывает у читателя особую доверительность к изображаемому. Воспоминание о трудном времени запечатлилось в памяти героя настолько, что воссоздаются малейшие детали военного детства.

«Я стоял, как завороженный, глядел в голубое небо, слушал трепетную трель жаворонка и думал о том, что эту маленькую птичку очень любит мой отец. Бывало он называл жаворонком мою маму, и я частенько слышал как он пел песню про жаворонка. Теперь эту отцовскую песню поет мама. Сядет, затопит вечером печку, смотрит задумчиво на огонь и поет, поет… У наших стариков есть поверье: если крикнуть в печную трубу, позвать, то тот, кого зовешь, услышит, как бы далеко он ни был. А отец сейчас очень далеко: он там, где идет война, и от него давно нет писем. Может, оттого и поет мама перед открытой печкой, что надеется: песню услышит отец…

Лирический рассказ «Жаворонок» построен на метафоре «Жаворонок» – это и женский архетип, и лирическое начало рассказа. Мальчик забыл, для чего он пришёл на весеннее поле. Песня жаворонка напомнила ему счастливую довоенную семейную жизнь, когда отец называл свою любимую жену «жаворонком»: ведь мама любила петь народные песни, выражая в них и свою любовь, и тоску, и радость бытия. Но в последнее время от отца не было известий, и мать загрустила , а свою тоску выражала в песнях.

Повествователь бережно фиксирует каждую деталь. Отец на войне. И мама, зазывая его, поёт в печную трубу. Такая народная традиция придаёт рассказу особую психологическую и этнокультурную достоверность. В этом контексте она обретает новое качественное осмысление. Очевидно, что между героем-повествователем (ребёнком) и взрослым автором (Загребиным) существует и возрастная, и психологическая, и историческая дистанция, но она нравственно осмыслена и граждански пережита.

Жаворонок – орнитоморфный символ, любимая птица удмуртского народа. В рассказе с ней связано лирическое начало: именно пение жаворонка вывела маленького героя из тяжёлого эмоционального состояния. В рассказе «Жаворонок» воссоздано эмоциональное состояние ребёнка, понимающего, насколько трагедийна ситуация их семьи. Но песня жаворонка даёт позитивный настрой, надежду на то, что в семью вернётся отец, а вместе с ним счастье и любовь.

В то же время жаворонок – это символ женской материнской любви, жертвенности, оберег для ребёнка. Этот женский архетип в контексте данного рассказа имеет многозначный смысл.

Умение выводить обычную будничную ситуацию в категорию драматического, или соединение лирического и драматического начал характерно и для других рассказов Егора Загребина. Обратимся к рассказу «Горд ?устари» («Красная тряпка»). Это рассказ о судьбе, счастье и горе маленького мальчика, о том, как в этом мире тоталитарный режим калечил судьбы людей, убивал человеческое в человеке. Само название рассказа многозначно: цвет тряпки не имеет ничего общего ни с цветом флага, ни с цветом пионерского галстука. Общеизвестно, – красный цвет в фольклоре, мифологии – это олицетворение красоты, здоровья, счастья. Красное солнышко как символ жизни: всё вокруг оживает, зацветает. Красный угол в доме, красный уголок в школе. В то же время красный цвет амбивалентен. В истории – это символ трагедии, пролитой крови на войне.

В рассказе Загребина обыгрывается многозначность красного цвета. Красная тряпка – грязная тряпка, которая где-то валялась, а теперь её используют ученики для вытирания школьной доски. Парадоксальность ситуации в том, что эта красная тряпка случайно оказалась на портрете Сталина. Красный цвет – символ революции, Советской системы – разрушает представление читателя о красном (революционном), и подготавливает его к чему-то неожиданному, драматическому. Герой рассказа школьник Егор пребывает в состоянии счастья, ему хочется резвиться, так как «за окном буйствовала весна, порхали бабочки, щебетали птицы». Пока все ученики резвились на перемене, он нечаянно закинул красную тряпку на портрет, но на какой портрет? Самого вождя, «отца народов – Сталина». В классе воцарилась тишина. «Мне казалось, что на меня он смотрит осуждающе. Вот-вот оживёт и покачает головой. И вдруг по щеке его покатилась слеза. Кровавая! Портрет плакал кровавыми слезами!»

Писатель мастерски передал невероятно жуткое ощущение, которое испытали дети, парализованные одновременно страхом и трепетом перед этим человеком. Мальчик, вернувшись домой, всё откровенно рассказал деду, который поддержал его в трудную минуту, он предпринял все меры предосторожности: достал портрет Сталина, и молился на него, как на икону, одарил и угостил учителя-фронтовика. Но ничего не спасает мальчика: в конце учебного года всех детей перевели во второй класс, а его оставили на второй год в первом классе. Даже молодая учительница не успела от волнения вовремя убрать следы «преступления», её «застукали» на месте происшествия. Вот так будничная ситуация обернулась для героя политическим делом. «У меня потемнело в глазах. Я бросился бежать… Я бежал, сколько хватило сил, а потом упал на землю, на молодую ласковую траву и заплакал».

Писатель достоверно воспроизводит душевную травму юного героя, которая осталась на всю жизнь. Через призму детского сознания воссозданы трагические страницы истории советского народа, связанные с культом личности. Лирическое начало сочетается с драматическим и формируется новое качество психологического повествования.

Подобных историй много. Из них и складывается более полное представление об эпохе, чем из учебников по истории. (Об этом подробно пишет С. Скопкарёва в статье «Рассказ Е. Загребина «Красная тряпка», журнал «»Италмас, № 1 (15) 2012»). Умение сочетать лирическое и драматическое начала в изображении мира детской души являют наиболее характерные особенности мастера психологического повествования. Во втором рассказе драматическое начало приобретает трагический оттенок, что становится определяющим принципом художественного мира драматурга Егора Загребина, автора классических трагедий «Эш-Тэрек», «Кукушка всё кукует и кукует…»

Талантливый удмуртский писатель Егор Загребин покоряет и художественным совершенством, и познавательностью, и ярко выраженным воспитательным содержанием и маленького, и взрослого читателя.

Диева Ада, удмуртская поэтесса, соискатель Удмуртского государственного университета


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них:   Новости В России, ознакомиться детальнее. | зайти и посмотреть эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Фантастика, фэнтези, приключения, детская литература:

Зайкина избушка

Сергей Сапцов


Как в берёзовом лесочке по соседству, не тужа, Жили-были Зайка серый, рядом – рыжая Лиса. Осень с холодом приходит, снег над головой ...


Телега времени и другие новогодние истории

Игорь Фарбаржевич


Однажды под Новый год известный Сказочник Егорий оказался в Германии во Франкфурте-на-Майне. Здесь он помогает овчарке Розалине спасти сына ...


Деревья растут для всех (сборник)

Виктор Астафьев


Издание книги для детей Виктора Петровича Астафьева действительно необходимо. Как мы далеко ушли от себя, своего детства, простой земной ...


Крошка фея и другие британские сказки

Народное творчество


Жадность и хитрость, лень и предательство, надменность и злоба будут побеждены в волшебных сказках старой Британии справедливостью феи ...


Златовласка и другие европейские сказки

Народное творчество


Путешествуя на нашем ковре-самолёте, вы встретите прекрасных принцесс и храбрых рыцарей, мудрых королей и злых королев, благодарную змеиную ...


Одаренная

Мария Щипанова


Вы думаете, что знаете историю. Но вы знаете только сказку, где все жили долго и счастливо. Более того, сказки перекроены временем и кочуют ...